Корзина пуста

О лаковой миниатюре

Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй).

В Федоскине уже более двухсот лет существует удивительное искусство лаковой миниатюры. В 1995 г. федоскинцы отмечали 200-летний юбилей своего промысла. Увлечение лаковой миниатюрой началось в Европе с начала XVIII в. (производство лаковых табакерок). С подобным производством и познакомился в Германии московский купец П. И. Коробов, открыв в сельце Данилкове (впоследствии с. Федоскино) небольшое предприятие. Выпускал сначала лакированные козырьки и каски (военные головные уборы). Но вскоре перешел на изготовление шкатулок- табакерок из папье-маше (в переводе это слово обозначает "жеваная бумага", в России ее иногда называли "толченой бумагой" - особо приготовленной бумажной массы, смешанной с клеем). Табакерки стали входить в моду и у российских франтов. На их крышки нередко наклеивались специально приготовленные гравюры, иногда тонко раскрашенные и залитые сверху прозрачным лаком.

"Золотой век" федоскинской лаковой миниатюры наступил в первой трети XIX в., когда фабрика перешла к новым хозяинам Лукутиным. С тех пор за федоскинской миниатюрой прочно и надолго закрепилось название -"лукутинские лаки", которые быстро получили широкое признание. Предприятию присвоили право клеймить изделия, ставить российский герб. В Москве рассказывали байку про русского барина, которому очень понравилась табакерка изящной работы. Осматривая ее, он заметил "Наши-то ваньки нешто сумеют такое?!", а открыл крышку и увидел в уголке российский герб и подпись "Лукутинъ".

На рубежеXIX-XXв. в районе Федоскина лаковой живописью занималось  уже     около  50  мастерских  (фирменным предметом оставалась табакерка). Главное предприятие - лукутинская фабрика закрылась лишь в 1904 г., когда уже никого из старых хозяев не оставалось. Но в 1910 г лукутинские мастера продолжили работы, объединившись в артель. Настоящее возрождение знаменитого производства началось лишь в 60-е годы XX в.

Лукутинская минитюра - это живопись в три-четыре слоя и каждый слой покрывался лаком, что создавало эффектное свечение красок. Иногда под живопись подкладывали сусальное золото, перламутр, пластинки, покрытые бронзовой краской. Писали по таким подкладкам жидкими (прозрачными ) масляными красками, что обеспечивало их свечение. Темы живописи были различны. Использовали картины, рисунки известных художников Брюллова, Венецианова, Перова и многих других, брали сюжеты из басен Крылова, Пушкина, портреты, использовали гравюры с видами Москвы и Петербурга. Миниатюрная живопись была высоко оценена искусствоведами ( в крупнейших музеях, в том числе Русском, сохранились целые коллекции лаковой миниатюры).

Федоскинское предприятие и в настоящее время продолжает работать в соответствии с традициями, заложенными в XIX в. Многие его ведущие мастера являются членами Союза художников России, отмечены государственными премиями, имеют почетные звания.

Лаковая миниатюра - Палех.

 

Уже в XVII в. документы упоминают о палехских иконописцах. Слава о них ( как и в целом о суздальском иконописании) имела распространение не только в России, но и дошла до Западной Европы. В 1814 г. немецкий поэт Гёте пожелал иметь сведения о суздальских иконописцах, и владимирский губернатор, предоставляя эти данные, докладывал о палехском иконописании.

Палехскими мастерами уже в 60-е годы XIX в. интересовались историки древнего искусства, археологи. Заказы на иконы, на росписи храмов шли не только из ближайших мест, но и из Москвы, куда требовались первоклассные мастера для росписи Грановитой палаты, для обновления различных частей росписи знаменитых кремлевских соборов. Октябрьская революция 1917 г. уничтожила спрос на палехскую иконописную живопись, существовавшие там многочисленные мастерские были закрыты. Однако мастерство палешан не пропало. В 1920-е годы они занялись освоением лаковой миниатюры, по технологии производства близкой к иконописанию. Появилась "Артель древней живописи", у истоков которой стоял энтузиаст миниатюрной палехской живописи Иван Голиков.

Развитие лаковой миниатюры получило широкую поддержку М. Горького. Началось "победное шествие" изделий Палеха по отечественным и международным выставкам ( Париж, где получили награду - Гран-при, далее Венеция, Токио и др.).

Началось для палешан освоение новых, но близких по духу сюжетов, связанных с русской историей ("Слово о полку Игореве", "Песня о вещем Олеге", сюжеты по мотивам русских народных сказок). Промысел развивался на основе традиций иконописной живописи, но с использованием технологии лукутинских лаков. Все работы осуществляются вручную.

В 1992 г. в поселке появилось Т-во "Палех". Ассортимент широкий: шкатулки, пудреницы, бисерницы, броши. Мастера стараются свои изделия не тиражировать, стремятся изобретать новые (авторские миниатюры). Палешане также сумели достичь особого свечения красок. Пишут они, как правило, на черном фоне. В живописи, как и раньше, главное место занимают сюжеты на темы русских сказок, былин, песен, различных национальных обрядов. Главные образы связаны с фольклором, сказочны ив определенной мере - условны.

Палехская лаковая миниатюра оказалась также широко востребованной. Она отмечена многочисленными, самыми высокими наградами   на   отечественных   и       международных выставках.

 Мстерская миниатюрная живопись.

Мстерская лаковая миниатюра, также как и палехская, возникла на основе традиций местной школы иконописи. До революции 1917 г. в старинном селе Мстере работали много и охотно для старообрядцев - писали иконы "по-старинному", реставрировали старые, "чернили" свежиую иконопись - "под старину". После 1917 г. мастерские закрыли. Мастера перешли на роспись различных деревянных изделий. Обращение к папье-маше как основному материалу в создании произведений мстерской живописи произошло в начале 1930-х годов.

Мстерские шкатулки, имея много общего в технологии и приемах своего появления с палехской миниатюрой (материалы и техника исполнения, обращение к иконописи) в то же время обладают собственными характерными чертами. Здесь больше светлого х фона (голубого, розового, оранжевого), пейзажи условны, меньше золота. Но вся композиция обрамляется ажурным орнаментом - рамкой, выполненной твореным золотом. Многие темы мстерских миниатюр являются общими с палехскими, но они более условны: скалы, горки, холмы, детали архитектуры, пейзажи, иногда букеты цветов, фантастические декоративные травы. Используются и сюжетные изображения ("Садко", "Пора сенокосная" и др).